Тормозная система вилочных погрузчиков: устройство, принцип работы, обслуживание

Безопасность эксплуатации спецтехники зависит от ее технического состояния. Если тормоза на вилочном погрузчике будут неисправны, его дальнейшее использование будет невозможным. В самом общем случае тормоза подразделяются на:
- рабочий – монтируется на ведущем мосту. Его используют для замедления движения спецтехники и полной остановки. Для торможения используют гидроцилиндры и парные тормозные колодки, прижимаемые к колесам с обеих сторон.
- стояночный – останавливает ведомый вал, предотвращая тем самым самопроизвольное движение техники. Он включает фланец, прижимной барабан, рычажный механизм. Иногда используется вместо рабочего.
Оба типа вместе с коробкой передач и сцеплением нуждаются в регулярном обслуживании для безотказной работы спецтехники.
Устройство тормозной системы вилочного погрузчика

Эффективное торможение спецтехники обеспечивается продуманным исполнением ее системы. Она включает не только две педали тормоза на вилочном погрузчике, но и другие компоненты. К основным относят:
- диски;
- суппорты, способствующие постепенному снижению скорости при нажатии на педаль за счет регулировки давления рабочей жидкости;
- цилиндр;
- магистрали, по которым циркулирует рабочая жидкость;
- тормозные колодки, оснащаемые накладками. Прижимаясь к диску, они создают силу трения, необходимую для торможения и остановки транспорта.
Виды тормозных систем вилочных погрузчиков
Конструктивное исполнение может отличаться. Тормоза могут быть:
- механическими;
- гидравлическими;
- электронными.
Каждая разновидность имеет свои особенности, заслуживающие внимания при выборе наиболее подходящего варианта.
Принцип работы тормозной системы
Принцип работы механической тормозной системы предполагает создание условий, при которых колодки плотно прижимаются к барабану. Чем больше прилагаемые усилия, тем больше снижение скорости.
Современные гидравлические системы используют принципы гидравлики. После нажатия на педаль давление в гидроцилиндрах начнет увеличиваться. Последние начинают давить на барабан и тормозные колодки. Из-за этого уменьшается скорость вращения колодки вплоть до полной остановки транспортного средства. Как только оператор убирает ногу с педали, давление восстанавливается до первоначального уровня.
Электронные тормоза хорошо срабатывают при движении по мокрому и сухому асфальту. Магнитный сердечник внутри катушки при вращении шестерни индуцирует электрический ток, величина которого пропорционально скорости вращения колеса. От датчика по кабелю поступает вся необходимая информация на блок управления, который отдает управляющий сигнал на устройство, контролирующее момент на колесах и создающее условия для их полной остановки.
Обслуживание тормозной системы

Все системы вилочного погрузчика нуждаются в регулярной проверке и диагностике. Проверка тормозов должна выполняться ежедневно. Для этого перед началом рабочего дня оператор проверяет:
- протяженность тормозного пути;
- состояние ручного тормоза;
- скоростные параметры погрузчика при разных режимах работы.
Работа возможна, если все параметры соответствуют нормативным значениям.
После некоторого периода эксплуатации тормозная система нуждается в регулировке. Работу должен выполнить специалист на профессиональном оборудовании. Мастер осматривает все детали. Если величина износа тормозных колодок превысила нормативное значение, вместо изношенных деталей устанавливаются новые. Кроме геометрии и размера колодок, внимание уделяется степени прижатия. Для ее регулировки снизу и сверху закручивается винт центрирующего механизма. Если требуется корректировка стояночного тормоза, внимание уделяется левой и правой контргайке.
Важно! Зная, как развести колодки на вилочном погрузчике, можно отрегулировать работу системы.
СДМ
Основные проблемы и неисправности
Если при нажатии на педаль тормоза спецтехника не останавливается или, наоборот, начинает самопроизвольное движение, это говорит о неисправности тормозной системы. К основным причинам проблем относят:
- Утечку тормозной жидкости – на это укажут характерные подтеки на поверхности пола в том месте, где был припаркован погрузчик. При этом ее уровень в бачке начнет непрерывно снижаться. Для устранения проблемы следует проверить все места сопряжения и трубопроводы. Если место утечки обнаружить не получилось, нужно проверить состояние тормозных цилиндров. При необходимости их следует заменить либо восстановить, воспользовавшись ремкомплектом;
- Износ колодок или барабана - проявляется необходимостью глубже выжимать педаль тормоза для остановки транспортного средства. Придется заменить износившиеся детали;
- Проваливается педаль тормоза, а транспорт не останавливается - признак отсутствия в системе достаточного давления из-за попадания внутрь воздуха. Для устранения проблемы следует разобраться, как прокачивать тормоза на вилочном погрузчике. Это поможет избавиться от скопившихся пузырьков воздуха.
Рекомендации по выбору тормозной системы

При выборе тормозной системы следует учитывать условия эксплуатации спецтехники. Самым современным решением является электронный тормоз. Механическая система нуждается в постоянном осмотре, а при большой нагрузке потребуется частая замена изнашивающихся деталей.
Заключение
Конструктивное исполнение и принцип работы тормозных систем разных типов отличаются в зависимости от назначения и условий эксплуатации. Регулярное техническое обслуживание позволит сделать эксплуатацию техники безопасной и поможет продлить ее срок службы.