Седельные тягачи — устройство, характеристики

 

Ассортимент грузовых автомобилей очень широкий, поэтому не все знают, что такое седельный тягач. Категория транспортных средств отличается наличием сцепного механизма. Оформление позволяет выполнить дополнение кузовом любого типа, подстраиваясь под конкретный вид груза. Схожие авто были изобретены очень давно, на данный момент они все еще широко используются в сочетании с рядом моделей и полуприцепов. Новые модели появляются едва не каждый год, примером удачного решения можно назвать седельный тягач SITRAK C7H 6X4. Он удобен для крупных, тяжелых грузов, дальних поездок, надежный и мощный.

Цель и область применения

Что означает седельный тягач? Это мощное транспортное средство с устройством для сцепки с полуприцепами. Назначение достаточно широкое, в том числе оно зависит от присоединяемой платформы:

  • открытые или бортовые с низкой рамой востребованы для промышленного оборудования, строительных конструкций, материала, труб и прочих видов грузов;
  • промтоварные отлично защищают содержимое, поэтому их используют под строительные смеси, цемент, а также бытовой техники;
  • прицепы самосвальные оптимальны для сыпучего наполнения;
  • рефрижераторные установки перемещают пищевые продукты, цветы, заморозку, лекарства.

Грузовые машины используют в любой сезон, в том числе они позволяют двигаться по магистральным трассам. ТС можно сравнить с автопоездом, поскольку прицепные дополнения просто заменить на другие, подстраиваясь под груз. Сколько седельных тягачей в России используется, точно не известно, с учетом универсальности транспортных средств, они не утрачивают востребованности.

Устройство седельного тягача

Устройство седельного тягача сравнительно сложное. Предусматривается наличие седла, трансмиссии, двигателя, рамы, трансмиссии. Когда компания принимает решение обновить свой автопарк тяжелых грузовиков для международных перевозок, перед менеджерами по логистике встает трудный выбор, какой китайский седельный тягач лучше? Дальнобойщики рекомендуют учитывать репутацию бренда, отзывы, особенности ТС. Основной составляющей транспорта являются ССУ, они нужны для фиксации, подсоединения прицепов. Как регулируется седло на седельном тягаче, зависит от выбранной модели и изготовителя, обычно все рекомендации есть в инструкции. ССУ включает замок и несущую платформу, для крепления выполняется фиксация шкворня. Последний находится на полуприцепе, в его передней области. Он выглядит как стержень из стали и гарантирует прочность.

Важно! Для монтажа седла к раме применяют болтовые элементы высокой прочности. Предусмотрено два или три варианта по степени свободы. Это нужно для сохранности узла во время колебаний при передвижении, а также равномерного распределения веса.

СДМ

 

Кабина

Седельный тягач, что делает — в основном они предназначаются для работы с тяжелыми грузами. Кабина седельного тягача при разработке специалистами обеспечивается не только мощность, но и удобство для водителя, безопасность, надежность. Кабина оптимизируется, американские модели просторнее, европейские на 10-30 см уже. 

Шасси

Шасси аналогично используемым грузовыми ТС серийной категории. На них ставится ССУ. Как устроено прицепное устройство на седельном тягаче мы уже рассмотрели выше, все производители обеспечивают соответствие стандартам и тщательно объединяют все узлы.

Двигатель

Поскольку существует масса видов тягачей, тип двигателя также отличается. Выбор делается индивидуально. К примеру, у предложений МАЗ стоят ЯМЗ двигатели, реже импортные.  Мощность от 200 до 400 л. с. Бак не переходит отметку в 500 л. Другой пример – двигатель седельного тягач Howo SITRAK C7H 6X4, для него выбирают MC11.44-50, 440 л.с.

Трансмиссия

Предусмотрен моноблок, дополненный единим картером с тандемно установленными узловыми деталями. Особенности комплектации зависят от компании, отвечающей за производство.

Привод

Актуальность ТС обеспечивает не только седельно сцепное, устройство тягача, но и удобство привода. 

Вариации:

  • 4х2 с рулевым и ведущим мостом;
  • 6х2 с задним подъемным мостиком и одиночной ошиновкой;
  • 6х4, имеющая рулевой и пару ведущих мостов.

Есть и другие сочетания, часто обеспечивается полный привод.

Сцепное устройство

Какие седельные тягачи лучше по сцепному устройству? Положительные отзывы получает продукция Howo. Основой является седельно-сцепной блок или седло. Предусмотрено наличие крепежа, опорной плиты. Сам механизм разъемно-сцепной. В том числе он помогает обеспечить удачное распределение нагрузки при торможении и наборе скорости, затрагивается при повороте. Возможно наличие одного или пары захватов. 

Важно! Плита опоры бывает литой или сварной. Крепежные детали делают фиксацию на раме тягача жесткой. Могут применять уголковые детали или монтажные плиты.

СДМ

Компоненты сцепного устройства

Механизм перенимает часть веса, он важен для поворотов и движения. Однозахватный вариант безопаснее. Основные детали: плита, используется сварная, она жестче и крепеж. Последний нужен для прочности. Габариты выполняются по регламенту.

Гидравлическая система

Предусматривается следующее:

  • привод с гидронасосами;
  • гидродвигатели и гидроцилиндры;
  • детали управления.

Схемы выполняются на один, два контура, допустимы комбинированные вариации.

Прицеп 

Нужен для грузов, может быть почти любым, главное – наличие тягового бруса или дышла с петлей. Крепления позволяют добиться качественного соединения. Получают три или две оси.

Характеристики седельного тягача

Как выглядит седельный тягач, что это такое простыми словами? Это подвид тягача, получающий специализированный механизм сцепки. Сколько весит седельный тягач? Данный параметр зависит от модели, также нужно учитывать, что прицеп не берется в расчет. Но масса важна, поскольку данная характеристика седельного тягача влияет на производительность в целом и на маневренность. 

Допустимая нагрузка на ось

Допустимая нагрузка на ось седельного тягача не может быть превышена. Параметры прописываются индивидуально. В среднем это 28 тонн. При наличии 4 осей – 32 т, если их 5 и более – 38 т, на 3 – 25 т и 18 т на пару. Обязательно, чтобы более чем на 2,5% параметр не превышал.

Технические характеристики

Следует учитывать мощность, она должна подходить под перемещаемые грузы. Также есть ограничения по нагрузке ССУ, скорости. На тяговое усилие влияет колесная формула и шины. 

Размеры

Габариты в описании грузовых авто, их важно проверить сразу. Достаточно соответствия стандартам, ведь под товар, продукцию используется прицеп.

Срок службы

На седельный тягач срок службы закладывается с учетом стандартов. Период полезного использования свыше 7-10 лет. Допускается использование ускоренного коэффициента, ориентироваться нужно на 5 амортизационную группу.

Типы седельных тягачей

Постепенно количество вариантов увеличивается, к примеру, КамАЗ предлагает 13 модификаций. Howo выпускает 3 основные модели и массу их модификаций.

Основные виды:

  • с учетом осей выделяют многоосные, одноосные;
  • по грузоподъемности есть варианты 5-16 т и более тяжелые;
  • по кузову, также много вариантов – тягачи соединяют с рефрижераторами, тентами, бортовыми прицепами и так далее.

Смазка седельного устройства тягача

Требуется смазка для седельного устройства тягача примерно один раз в течение недели, можно чаще. В иной ситуации состояние узла портится от коррозии, ускоряется износ. Иногда предусматривается автоматическая смазка, этот параметр обеспечивают изготовители. Для обслуживания требуется визуальная оценка, чистка плиты опоры, изучение конструкции для выявления деформаций.

Нанесение смазочного состава выполняется в пределах трущихся деталей, излишки сами удалятся. Для распределения нужно закрыть и открыть седло. Рекомендуются специальные виды материалов, производители указывают возможность использования для седельных механизмов.

Выбор седельного тягача

Как выбрать седельный тягач? Ориентироваться нужно на виды работ, груз и реальные задачи. Все это влияет на характеристики. К примеру, колесная формула 4х2 подойдет для массы не более 20 т, магистральных перевозок. При значительном удалении поездок, лучше варианты 6х4, 6х6 или 8х4, увеличение осей позволяет перемещаться с максимальной нагрузкой. К примеру, модель SITRAK C7H MAX 6х4 отлично подходит для транспортировки большей части грузов. Внимания также стоит бак для топлива, нужна достаточная вместительность.

Особенности эксплуатации

Основные требования:

  • проверка узлов, деталей;
  • своевременное обновление жидкостей, накладок;
  • проверка смазки.

Как отрегулировать седло на седельном тягаче? Требуется снять конструкцию, иногда нужна замена втулок или других деталей, очищение контактов зоны установки и контакта клина. Далее проверяют амортизацию, снимают седло для уточнения позиции, изучают запорные дополнения. Желательно время от времени проверять люфт. При выявлении дефекта производят настройки или обновление седла. Стоимость и надежность седельных тягачей характерна для седельного тягача SITRAK C7H 6X2, но важно сохранить данные качества, обеспечив своевременную диагностику. 

 

Обслуживание седельного тягача

Проверка и замена расходников регламентируется изготовителями. Регулярно нужно проверять жидкости и масло, только в этом случае системы тягача смогут полноценно работать. Обновляется антифриз, масло трансмиссии, двигателя и так далее.

Проверка тормозной системы

Скорость и эффективность торможения – залог безопасности. Проверка сохранности дисков и колодок требуется периодически. Если есть система ABS, ее также стоит контролировать.

Проверка шин и колес

Работа включается в техобслуживание. Не допускается значительный износ протектора, отклонения от нормы давления в шинах.

Расход топлива

Расход топлива седельных тягачей с полуприцепом в среднем предполагает 30 л на 1000 км. Увеличение веса потребует умножить расход на 2 л. Если мотор на дизеле, то на 1,3 л.

Гидрофикация

Многих интересует гидрофикация седельного тягача, что это значит? Предполагается дооборудование гидравликой, нужного для использования соответствующей прицепной техники.

Виды:

  • на один контур, выгрузка доступна с одной из сторон;
  • на пару контуров, подходит для трех направлений, в том числе совместима с самосвалами;
  • многоконтурная, позволяет работать с несколькими видами механизмов.

Высота сцепного устройства

Вертикальное удаление от трассы до сцепки принято указывать, как высоту сцепного устройства седельного тягача. Учитывается порожний полуприцеп в состоянии сцепки. Вариантов много, высокие получают параметр 130-135 см, нормальный вариант 118-123 см. Также доступны низкие – не более 100 см, средние на 110-114 см.

Тенденции развития седельных тягачей

В последнее время присутствует тенденция на электротягачи, развивается подходящая инфраструктура. Стандартные предложения получают более совершенные технологии, обеспечивается их автоматизация. Повышается уровень безопасности для водителя, пешеходов. Есть тенденция на автоматизацию, добавление предельной грузоподъемности, эффективности. Совершенствуется дизайн. Есть мнение, что в дальнейшем будут использоваться гибридные двигатели, к примеру, на дизеле и электричестве.