Карьерные самосвалы — технических характеристик, транспортировки

Карьерные самосвалы являются мощными машинами, назначение которых состоит в перемещении монолитных либо сыпучих грузов на разрезах. Техника данной категории применяется при реализации карьерных разработок, в процессе работы открытым методом, а также в ходе строительства сооружений гидротехнической категории. 

Технические характеристики карьерного самосвала зависят от модели, но все они созданы так, чтобы наладить работу в условиях сложного климата, при проблемах с доступом. Кузова автомобилей оптимальны для мелкоштучной или сыпучей продукции. К примеру, выполняется перемещение навалочных, инертных материалов до площадки для строительства, при проведении ремонта или строительстве дороги. 

Некоторые виды авто получают востребованность в условиях заготовки кормовой базы, уборки урожая. Техника подходит для вывоза мусора, завалов снега. Для крупных компаний и коммунальных хозяйств ряда направлений актуальны именно карьерные самосвалы, виды техники подбираются индивидуально. Способ эксплуатации — карьерный метод добычи ископаемых.

Важно! По всему миру применяются карьерные самосвалы, но назначение зависит от класса техники. Предусмотрено деление с учетом вариантов использования и технических качеств. Надземная и подземная техника значительно отличается. Заменять одну другой нет смысла.

СДМ

 

Ключевые характеристики и применение

Какой самый большой карьерный самосвал? Лидирует БелАЗ-75710 с полным приводом и грузоподъемностью в 450 тонн. Но и менее крупные вариации мощные.

С учетом проводимых работ выделяют следующие виды грузовиков:

  • модели не более 40 т с 2-4 осями нужны для строительства муниципальной или дорожной категории, перемещения породы с места добычи;
  • предложения на 100-450 т для работы с горными породами, при их разработке;
  • подземные (не менее 90 т) применяются в ходе формирования тоннелей и шахт.

Для горнодобывающего направления подойдут изделия с управлением под передние колеса или шарнирно-сочлененные. Последний вариант нужен, если рельеф сложный, ТС ограничены по весу груза до 60 т.

Помимо массы перевозимого важно обращать внимание на тонкости разгрузки. Наклонный вариант основан на гидравлике, применяется телескопический подъемник. Если нужна высокая грузоподъемность, дополнительно ставится двигатель электрического типа. Для принудительного выполнения разгрузки нужны шнеки.

 

Также работать техника может с возможностью выгрузки в любую из сторон, в этом случае доступна двусторонняя методика. Боковая проводится в одну из сторон, а задняя – назад, как у многих грузовиков. 

Как перевозят карьерные самосвалы? Чаще всего процесс предполагает применение бортовых площадок или платформ с низкой рамой. Для вождения техники нужен опытный и квалифицированный водитель. Загрузка выполняется сверху, а выгрузка – с учетом модели.

Техника делится по типу кузова, доступны варианты по типу бункеров, съезжающих платформ, устойчивых оснований и так далее. Если предусмотрена система со съездом, то разгрузка проходит подъемным методом, при устойчивости она должна быть принудительной.

Технические характеристики

Технические данные, особенности систем, тип двигателей всегда расписывается производителем. У моделей параметры разные. Сколько кубов в карьерном самосвале? К примеру, у «Камаз-65807» он составляет 30 куб. метров. На вопрос, сколько весит карьерный самосвал, сложно ответить без уточнения модели. К примеру, карьерный самосвал Howo 70 весит 70 т и может перевозить 40 т груза.

Масса и грузоподъемность

В среднем техника получает до 450 т грузоподъемности при условии кузова, предусматривающего саморазгрузку. Вариантов много:

  • 369 000 кг у Komatsu 980E-4;
  • 450 000 кг для БелАЗ 75710;
  • 40 т у Howo 70.

Размеры и габариты

Габариты у всех моделей свои, это удобно, поскольку далеко не всегда требуется самая крупная грузовая машина. Она должна вмещать груз, при этом вписываться в повороты и рельеф местности, на которой производятся работы. Карьерный самосвал Howo 70 получает габариты: 4340 мм высоты, 3300 мм ширины и 8300 мм длины.

Тип двигателя и мощность

Расход топлива карьерного самосвала, мощность и другие параметры во многом зависят от двигателя. Современный модельный ряд получает дизельные двигатели от 200 до 3550 л.с, турбонаддув. Рабочий объем составляет 10-117 л.

Расход топлива

Данные о потреблении прописываются на все модели по отдельности. К примеру, есть авто, требующие 1300 л горючего на каждые 100 км, при этом в баки входит 5600 л. Расход топлива обычно увеличивается с учетом массы, мощности и груза. На БелАЗ 75710 требуется около 340 л на час. Модель имеет пару баков на 1800 л. Для доступа к емкостям предусмотрена лестница.

Не оправдывает себя с экономической стороны монтаж газотурбинных установок или других вариантов двигателей внутреннего сгорания. В среднем дизели дают 3,7–5,6 кВт/т. К колесам привод подключается с помощью гидромеханической коробки передач (для самосвалов до 100 т) либо с системой дизель-электрического привода, обязательно с электродвигателем. Карьерные самосвалы Howo Howo 70 – удачный пример оборудования, они имеют шестицилиндровый двигатель на дизеле с турбонаддувом. Мощность составляет 371 л. с.

Виды карьерных самосвалов

Типы карьерных самосвалов играют роль в добывающей промышленности. Их классифицируют по грузоподъемности, назначению и конструкции. В частности, существуют различия в трансмиссиях, типах привода и конструктивных особенностях, которые определяют их производительность и области применения.

Важно! В карьерах актуально несколько типов самосвалов, для стандартных дорог применяются ТС на 10-25 т, строительные получают параметр 10-50 т, а внедорожные от 23 до 345 т и больше. Отдельно представлены карьерные автопоезда.

СДМ

По грузоподъемности и вместимости кузова

Грузоподъемность доходит до 450 т, но чаще всего используют менее мощные – до 40 т груза. Габариты кузова подбираются под особенности груза. К примеру, самосвал Howo 70 получает следующие габариты:

  • 1800 мм высоты;
  • 3100 мм ширины;
  • 5500 мм длины.

Привод может быть электрическим, механическим или гидравлическим, у каждого вида есть минусы и плюсы. Какие типы трансмиссий применяют на карьерных самосвалах? Используется два варианта: электромеханические или гидромеханические узлы.

По назначению 

Чаще всего встречаются дорожные грузовые авто, они перемещаются по стандартным дорогам, вмещают не более 40 т, в том числе это актуальный вариант для строительства дорожного полотна, зданий. Также подобные модели оптимально подходят для заготовки урожая, других задач в направлении сельского хозяйства. Техника соответствует запросам для перерабатывающей и добывающей промышленности, коммунальных задач.

Внедорожные

Внедорожные или карьерные имеют повышенную грузоподъемность и мощность. Они отличаются по трансмиссии, она бывает электромеханической, полно или заднеприводной. Такой значительный вес приводит к снижению скорости и маневренности. 

Сочлененные самосвалы

Сочлененные самосвалы получают раму для объединения кузова и кабины, авто маневренные, имеют высокую проходимость, но нагрузка небольшая, до 10-50 тонн. Отдельной группой являются подземные устройства, они перевозят 1-40 т, получают двойную шарнирную сцепку.

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание карьерных самосвалов обязательно для сохранения работоспособности, исключения ускоренного износа составляющих. Ремонт, диагностика должны выполняться только в отапливаемых и достаточно просторных помещениях. Также требуется современное оборудование в сервисном центре и привлечение механика.

Примерный цикл обслуживания и основные операции

Периодичность примерно следующая:

  • ежедневно выполняемое обслуживание;
  • привлечение автомехаников после 5000 км либо 250 ч работы двигателя для работ ТО-1;
  • обслуживание после 10000 км пробега или 500 ч функционирования двигателя для перечня действий, указанных в ТО-2;
  • ТО-3 требуется, когда двигатель отработает 1000 часов.

Пример цикла обслуживания карьерного самосвала будет отличаться у каждого изготовителя, стоит изучить рекомендации и ориентироваться на них. Также требуется сезонное обслуживание, оно нужно при переходе к теплому или осенне-зимнему периоду. Мероприятия начинаются с мытья и удаления грязи, при этом шкафы с пускорегулирующими и силовыми устройствами важно хорошо закрыть. Чтобы исключить контакт с водой, применяются специальные экраны либо чехлы с защитными свойствами. Мойка возможна только нейтральными составами.

Ежедневно требуется осмотр шин, оптики, самосвала, креплений, проверка на потеки топлива, масла, изучение их уровня. ТО-1 предполагает восполнение затраченных технических жидкостей. Проверяются тормоза, управление руля, сцепление, нужна смазка. ТО-2 дополняется небольшими ремонтными работами, обычно чинят небольшие узлы и обновляют моторное масло. В межсезонье меняют осушители, моторное масло, реализуют наполнение охладительной системы, проверяют состояние аккумулятора. В каждом случае требуется изучение состояния систем для опрокидывания и подъема. Качество выполнения ТО и его соответствие нормативам, прописанным изготовителями, влияет на срок службы самосвалов.

Список необходимых запчастей и расходных материалов

В ходе работы может понадобиться много расходников и запчастей. Примеров масса: воздушные, топливные, масляные фильтры, тормозные колодки, свечи зажигания. Пригодятся жидкости для восполнения израсходованных жидкостей или их обновления и масса других материалов.

Управление и права

Какие права нужны на Белаз карьерный самосвал? Этот вопрос достаточно популярен, ответ следующий – нужна открытая категория АIII. Она подходит для моделей с шарнирно-сочлененной рамой, карьерных самосвалов, портовой и другой техники. Карьерный самосвал Howo 70 также можно водить с данной категорией прав.

Требования к водителям:

  • допуск к управлению ТС категорий «В» или «С»;
  • своевременная дозаправка жидкостью для охлаждения, смазочными составами;
  • оформление путевых листов;
  • проверка состояния самосвала до выезда;
  • прохождение предрейсовых медицинских осмотров;
  • соблюдение нормативов в направлении безопасности;
  • рациональное применение материалов и запасных частей;
  • поддержание чистоты

Заключение

Они получают надежные двигатели, высокую мощность и позволяют перевозить большой вес. Выпускаются модели под разные задачи, что поспособствовало расширению сфер применения. Для сохранности ТС требуется следовать рекомендациям изготовителя и своевременно выполнять ТО, ремонт.

Как Россия может прекратить закупку карьерных самосвалов. Целью ставится переориентация компаний, работающих в горнодобывающей отрасли, на отечественную технику. Эксперты считают, что компании будут предлагать более совершенные виды самосвалов, хотя процесс не будет быстрым. 

Есть мнение, что до 2025 на потребление такой продукции уйдет от 88 млрд руб. Это реально, если удастся решить ряд актуальных проблем, обеспечить поддержку со стороны частных игроков рынка и государства. Также отмечается увеличение потребности в газомоторном топливе, востребованность техники для угольнодобывающих организаций. У карьерных самосвалов есть будущее, без оборудования невозможно обойтись, в том числе по причине удобства разгрузки, вместительности кузова и переносимости значительных нагрузок.